Взглянуть на волшебный край глазами мастеров-живописцев – значит ощутить вместе с ними животворящее дыхание древней земли, почувствовать неповторимость и хрупкость здешней красоты.
Одним из таких художников, был Константин Федорович Богаевский.
Его называли «певец Киммерии», «мастер исторического пейзажа», «поэт облаков».
«Никто так не почувствовал древности этой земли, никто так не понял ее сновидений и миражей. Искусство Богаевского — это ключ к сокровенной душе Крыма» — писал М. Волошин об известном крымском художнике — живописце, пейзажисте, графике, заслуженном деятеле искусств РСФСР, выпускнике Петербургской Академии художеств Константине Федоровиче Богаевском (1872–1943).

Эти слова в полной мере относятся и к бахчисарайскому циклу работ художника, которые он создавал в 1928–1930 годах.
В начале 1920-х годов, с установлением в Крыму советской власти, когда был недостаток фототехники и отсутствие фотоматериалов, возникла острая необходимость учета и охраны культурных ценностей, в связи с чем на полуострове начинает свою работу Крымский комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного быта (КрымОХРИС).
Константин Богаевский активно включается в его работу: читает лекции по искусству, участвует в этнографических и археологических экспедициях.
Но одним из самых значимых проектов художника, становится его деятельность по фиксации архитектурных памятников.
Он, работая на натуре, создает цикл реалистических, композиционно и живописно содержащих работ.
С поразительной точностью передает мастер архитектурные детали древних памятников.
Его акварели выходят за рамки простых архитектурных зарисовок, они представляют не только историческую, но и художественную ценность.
Большая серия акварелей и рисунков, изображающих Бахчисарай, выполнена в единой цветовой гамме: желто-оранжевый с вкраплением перламутрово-зеленых тонов.
Эти потрясающие работы излучают тепло, идущее от раскаленной, выжженной солнцем земли, окружающих скал и величественно-строгих памятников прошлого.
К. Богаевский фиксирует все приметы уходящей старины, в которых царит неповторимая атмосфера яркого, прожившего столетия города: узкие извилистые улочки, каменные заборы, с маленькими, наглухо закрытыми калитками, множество мечетей, со стройными башенками – минаретами и конечно же, фонтаны, которые были своеобразной достопримечательностью Бахчисарая.
Художественные произведения автора отражают его мастерство и ярко выраженную индивидуальность.
Таким образом, выполняя, казалось бы, утилитарную задачу – фиксацию памятников, К.Ф. Богаевский создает яркий, исторически-достоверный и в то же время романтический образ Бахчисарая – памятника восточной архитектуры.
И каждая работа мастера буквально задевает за живое, играет на струнах нашей души, и мы видим искренность переживания художника и становимся соучастниками его беспредельной радости или грусти.
Его работы, отражающие колорит местности, хочется рассматривать часами:
Мечети с минаретами и гранеными балкончиками – шерфе, вальмовые крыши старинных зданий, выступающие деревянные карнизы, черепица-татарка, покрытая зеленой глазурью, стены древней крепости.
Объемность минарета подчеркивается легкими бегущими облаками на горизонте.
Особый интерес вызывала архитектура кожевенных заводов, их окон, балконов, дверей, колонн и капителей.
Здания заводов были двухэтажными, фахверковыми, покрытые широкими крышами, под которыми сушили ровными рядами кожу. Они были вытянуты вдоль маленькой реки Чурук-Су (гнилая вода), куда сливали зловонные жидкости после обработки шкур, поэтому она и носила такое название.
В Бахчисарае выделывались различные виды кожи. Очень славилась выделка бахчисарайского сафьяна, продубленная сумахом и выкрашенная в самые разнообразные цвета: темно-бордовый, палево-желтый, красный, фиолетовый, черный, голубой, к тому же были мягкими, как атлас.
По мнению исследователей, художник помещает источник света внутри своих работ.
В них можно увидеть утреннее солнце, ярким светом заливающее горные пейзажи и строения.
Картины К. Ф. Богаевского являются документальными источниками, отражающими внешний облик Бахчисарая начала XX века.
В фондовой коллекции БИКАМЗ содержится 44 акварели знаменитого художника.
Елена Варнавовна Нагаевская познакомилась с Константином Федоровичем в 1936 году, когда она вместе с мужем Александром Роммом приехала в Коктебель к М.С. Волошиной. В ее дневнике, мы читаем: «И вот мы в Феодосии. Сентябрь, погожие, хорошие дни.
Нам сразу полюбился древний город, ещё сохраняющий в те годы
следы двух с половиной тысячелетней истории.
Тогда ещё была Итальянская улица с аркадами. Мы бродили по закоулкам Карантина с его башнями и храмами по холмам, где целы были и ворота и надгробия армянского и еврейского кладбищ. И с высот этих холмов любовались синим морем. Всё нам здесь нравилось — и старые дома, и стены, и истёртые ступени крылец, и тротуары, где всё было близко, и вокзал и рынок, автостанция, учреждения и магазины — всё что нужно — сосредоточено на небольшом пространстве».
Богаевский оказал большое влияние на формирование Елены Нагаевской, как художницы.
Любовь к киммерийскому пейзажу сблизила Елену Нагаевскую и Константина Федоровича. Они вместе ходили на этюды в Коктебеле и Феодосии.
Из этого чистого источника молодая художница многое почерпнула, буквально впитывая советы и замечания маститого мастера живописи.
«Перед картинами Богаевского я ничего не могла сказать. Точно за тем, что я видела, мне открывалось еще нечто, что может заставить человека только умолкнуть» — Нагаевская.
Экскурсовод (ГИД) I категории по Крыму, краевед Наталья Похила