Горячие новости

Крымчане могут поступить на военную службу по контракту. Военнослужащим предлагают от 204 тысяч рублей в месяц за работу в зоне специальной военной операции
С 15 АПРЕЛЯ ЭТОГО ГОДА ДОМ-МУЗЕЙ НАГАЕВСКОЙ И РОММА НАЧАЛ АКТИВНО ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ ПОСЛЕ 10-ЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА. О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО СМЕНЕ ЭКСПОЗИЦИИ, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЕНА В НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, А ТАКЖЕ О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ДОМА-МУЗЕЯ В НАШЕМ ИНТЕРВЬЮ С ВНУЧКОЙ ЕЛЕНЫ НАГАЕВСКОЙ – ЮЛИЕЙ СОКОЛОВОЙ.

 

Справка: В старой части города Бахчисарая, по улице Восточная, 11 расположен дом-музей художницы Елены Варнавовны Нагаевской и искусствоведа, художника, графика Александра Георгиевича Ромма. Комплекс состоит из музея, выставочного зала и мини-гостиницы. Музей создан в 1995 году, в одноэтажном саманном доме, построенном в 30‑е годы XX века и купленном художницей Нагаевской в 1956 году на гонорар от издания фундаментального исследования «Русские монументальные рельефы» А. Г.Ромма.

 

— Юлия Львовна, расскажите о себе, о своей семье.

 

— Я родилась в Москве и жила там долгие годы. Училась в школе с языковым уклоном, а затем поступила в университет. Первое образование техническое, а второе гуманитарное – педагогическое. После окончания университета работала в Центральном рознично-подписном агентстве «Союзпечать», отработав там, около 15 лет. Также я  была секретарем комсомольской организации. А в период перестройки я уволилась и занималась частным бизнесом. У меня трое детей. Старшая дочь уже взрослая, у нее своя жизнь, своя семья. Сын Александр окончил ГИТИС, актерское отделение и на данный момент является очень талантливым актером. Младшей дочери 18 лет, она ещё только готовится поступать в университет.

Я переехала в Крым, потому что здесь, в Бахчисарае, в 1995 году моя мама Майя Соколова открыла музей, и я естественно стала ей помогать. С 1990 по 1995 год здесь была стройка, ремонтировали старенький домик, а также пристроили галерею и гостевую часть. Мама занималась музеем до 2013 года, а после музей был закрыт 10 лет. Прошлым летом я сделала ремонт и с февраля месяца этого года я постоянно занимаюсь музеем. Кстати, у нас есть почетные грамоты, которыми город награждал мою маму за активную деятельность и за проводимые творческие мероприятия. Она привлекала сюда не только местных жителей, но и гостей Бахчисарая и Крыма.

 

— Почему решили продолжить восстановление музея? Ваши родные поддерживают Вас в этом?

 

— Продолжила, потому что здесь история, которая принадлежит не только нашей семье, но и народу. У нас есть архивные данные, которые хотелось бы опубликовывать, но на это нужны определенные средства, которых сейчас, к сожалению, не хватает, потому что мы только открылись. А так у нас сохранились письма Александра Куприна, 80 писем Марии Волошиной, письма последнего крымского хана к Нагаевской и, конечно, много ценных материалов: письма Шагала и Жозефины Богаевской, много рукописей, картин.

Хочу сказать, что люди, которые приходят в музей, не хотят уходить – им комфортно здесь находиться. И поэтому я приняла решение, что надо это все продолжить. Для города хочется стараться и мне самой интересно продолжать развитие музея. Семья, конечно, меня поддерживает. Дети помогают пока только морально, потому что живут, работают, учатся в Москве. У них свои дела, своя жизнь, но каждый день звонят и спрашивают: «Мама, как у тебя дела?».

 

— Заниматься таким делом, должно быть, нелегко. Есть кто‑то, кто помогал и помогает Вам с музеем на данный момент?

 

— Да, конечно. Я очень благодарна тем людям, тем новым знакомым, уже друзьям, которые помогают. Есть в Бахчисарае Наталья Пахило, она краевед, историк и экскурсовод. Наталья однажды пришла ко мне в музей еще зимой и сказала: «Давайте помогу с экспозицией. Подскажу, как правильно все расставить, развешать картины, чтобы все синхронизировать». И на протяжении трех с лишним месяцев я занималась только экспозицией, хоть музей не очень большой, но это занимает много времени. Наталья написала свою персональную экскурсию для музея и проводит её для больших групп. Для небольших групп я сама провожу экскурсии. Наталья очень много знает про Крым, она удивительный человек. Вникает в каждый вопрос, находит интересный материал и сразу выписывает его, начинает работать с ним, что‑то добавляет в экскурсию. Для меня это огромная помощь.

Еще в музей приезжали дети на экскурсию, привозили еврейскую газету «Хаверим». Редактор этой газеты Елена Райгородская помогает мне работать с архивами. Также мне помогает художник декоративно-прикладного искусства Екатерина Викторова и педагог-психолог, сценарист, режиссер-постановщик Татьяна Белова.

 

— Как часто посещают Ваш музей, и какие мероприятия проводятся в нем?

 

У нас недавно проходило музыкальное мероприятие: спектакль, приуроченный ко дню рождения Волошина, гостей было до 20 человек. Еще нас посещали ученики бахчисарайских школ. Последний раз мы провели для них мероприятие–чтение и рассказ легенд о Крыме.

Проводим пленэры, к нам художники приезжают, рисуют пейзажи. О себе мы также заявили в Союзе предпринимателей Крыма в Симферополе и на предпринимательском форуме в Алуште. К нам записываются на экскурсию, а бывает и спонтанно приходят.

 

— В Вашей группе в «Вконтакте» я увидела, что в музей приходят школьники и, дабы им было интересно, Вы адаптировали экскурсию специально для них. Расскажите об этом подробнее.

 

— Это, смотря на какой возраст, приходят и из первых и вторых классов. А так у нас в музее есть много предметов старины, которые увлекают детей. Они задают много вопросов и остаются в восторге от увиденного. Мы себя называем живым музеем – у нас нет ограничений. Конечно, трогать самостоятельно ничего нельзя, только с разрешения или если мы сами покажем. Разрешаем играть на пианино, если кто‑то умеет музицировать. Начинаем экскурсию еще с улицы, с площадки смотровой. Рекомендуем заниматься живописью, приобщаем детей к искусству и культуре.

 

— Можете рассказать что‑нибудь из биографии своей бабушки–Елены Нагаевской? Как она встретила своего супруга – Александра Ромма?

 

— Да, она тогда была молодая, интересная, увлечённая, творческая. Проживала в Москве и училась на курсах профессиональной живописи. Во время обучения Нагаевская познакомилась с Куприным, и их дружба продлилась всю жизнь. Посещала различные мероприятия, слушала Маяковского и Блока, ходила в театры, на выставки. На одной из выставок она встретила своего будущего мужа Александра Ромма: он был искусствоведом, писал о художниках, скульпторах, писал выставочные рецензии. Александр был старше Елены на 13 лет и на то время уже был состоявшимся искусствоведом. Нагаевская и Ромм уехали во время Великой Отечественной войны в город Фрунзе Киргизской ССР, а в 1944 вернулись в Москву. После войны Нагаевскую пригласили работать в Ханский дворец. Большую часть времени она проводила в Крыму, а на зиму уезжала обратно в Москву и продолжала свою творческую деятельность.

 

— Какие Вы можете выделить периоды в её творчестве?

 

— Ранний период нужно выделить обязательно, ведь она изначально также как и я получила педагогическое образование. Нагаевская была учителем в разных направлениях: учила живописи, учила расписывать ткани. Сохранилось фото за 1938 года и на нём есть надпись: «Мои ученики по росписи на ткани».

Потом был период жизни перед войной, когда она получила рекомендательное письмо и поехала в Коктебель. Есть цикл работ о Коктебеле и ее воспоминания. Это важный период становления ее творчества, знакомство с теми людьми, которые были в доме Волошина. После войны работала в Бахчисарае, в Ханском дворце. Она писала много работ на заказ, писала памятники старины, мавзолеи, минареты, мечети, то есть все то, что связано с жизнью крымских татар. Потом, в 1956 году, она приобрела здесь домик и к ней стали приезжать друзья из Москвы, Питера и Крыма. Послевоенный период, крымский, с 1956 года самый важный: она уже осела в одном месте, работала тут, никуда не уезжала. А так бабушка очень любила путешествовать и даже Куприн в одном из своих писем к ней писал: «Елена Варнавовна, остановитесь уже в одном месте. Хватит путешествовать, хочу Вам написать письмо, а не знаю, куда и где Вы вообще находитесь». И вот с приобретением дома она вела оседлый образ жизни, много работала и для города много сделала, боролась за сохранение памятников. После 1956 года был период, когда разрушали памятники и Нагаевская с Куприным обращались к общественности, к правительству, чтобы прекратили разрушение памятников. Даже есть картина Нагаевской: памятник «Азиз». Он нарисован в исходном виде, а в музее есть фото после того, как начали его разрушать. Составляла также путеводители, занималась общественной деятельностью, учила местных живописи и все безвозмездно–денег за свои занятия не брала.

 

— Какие самые значимые картины в творчестве Нагаевской Вы можете отметить? А конкретно описывающие её жизнь в Бахчисарае?

 

— Самые главные картины находятся в музеях, а не в нашей домашней коллекции. Есть работы в Третьяковской галерее, художественном музее в Москве, Севастопольских и Симферопольских музеях, а во многих городах ее картины в частных коллекциях. Мне больше всего нравится, безусловно, крымский период: картины описывающие Коктебель и Бахчисарай. Натюрморты очень красивые, связанные с творчеством Куприна, вместе работали и ходили на этюды. Есть у нас в коллекции картина «Крыши Москвы» 1930 год. Завораживает работа «Бахчисарайский цементный завод», она показывает всю мощь этого предприятия, «Тургеневка» замечательная работа с плантациями роз, «Алимова балка». Очень красивые картины «Коктебель» и «Южный берег Крыма».

 

— Известно, что Нагаевская была близка с объединением художников «Бубновый валет». Расскажите, с кем она была знакома в данный период, и какие течения в искусстве были ею опробованы?

 

После того как Нагаевская не уехала со своим первым мужем в эмиграцию и сошла со ступеньки вагона в последнюю минуту, она осталась в Москве. Стала посещать курсы живописи, тогда и познакомилась с одним из основателей «Бубнового валета» Аристархом Лентуловым, брала у него уроки живописи. Одновременно брала уроки у основоположника русского кубизма Надежды Удальцовой. Именно с этих двух людей началась ее деятельность как художницы. По всей видимости, также она и познакомилась с Куприным, который тоже был членом «Бубнового валета». С ним завязалась сильная дружба, потому что Куприн очень любил Бахчисарай и еще до того, как Нагаевская переехала в Бахчисарай, он писал этот город, воспевал его в технике архитектурного пейзажа. Приезжал на этюды, а потом уже был частым гостем Елены Варнавовны.

 

— С какими известными деятелями культуры была знакома Елена Нагаевская?

 

— Она была знакома с Александром Куприным, была ученицей Богаевского, дружила с Марией Волошиной. Нагаевская была знакома с Куинджи, дружила с Анастасией Цветаевой, с Фальком и с Шагалом. Кстати, одна из ее работ– это автопортрет в стиле Марка Шагала. Также была знакома с местными искусствоведами и художниками.

К слову, Нагаевская в 49 лет получила второе образование, окончив МГУ с отличием, могла профессионально заниматься искусствоведческой деятельностью. Благодаря своему супругу Александру Ромму она была вовлечена во все это, в том числе и в «Бубновый валет».

 

— Знаете ли Вы, в каких выставках участвовала Ваша бабушка?

 

— Да, конечно. Она участвовала во многих проводимых выставках, особенно в Крыму. Это были выставки в Москве, в Симферополе и Севастополе. Была экспозиция здесь, в Бахчисарае, в Ханском дворце. Сейчас она закрыта, а раньше у входа был стенд с картинами. После одной из таких выставок Куприн написал ей: «Теперь Вы завоевали этот город и можете гордиться».

Даже ко мне приходили люди и просили, чтобы я продолжила дело бабушки и мамы, чтобы открыла это место для местных, которые хотят приходить в музей, сближаться с творчеством и получать духовное развитие. Им нравится, они удивляются, что в таком отдаленном месте от центральных дорог, в небольшом домике такое культурное пространство.

 

— В каких галереях и музеях, помимо Вашего, висят картины Нагаевской?

 

— Точно знаю, что Третьяковской галерее, потому что у нас есть благодарственное письмо о том, что переданы две или три работы в дар, в Москве, в художественном музее находятся картины на постоянной экспозиции. В музее в Симферополе, также на постоянной экспозиции выставлены картины Нагаевской и одна работа Ромма и в Севастополе. Есть работа в доме Волошина на постоянной экспозиции. А так работы могут быть и в других музеях, но не на выставке, а убраны в хранилище.

 

Беседовала студентка второго курса факультета журналистики КИПУ им. Февзи Якубова Дана Завьялова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрепите на Pinterest