Комплекс состоит из музея, выставочного зала и мини-гостиницы. Музей создан в 1995 году, в одноэтажном саманном доме, построенном в 30-ые годы XX века и купленном художницей Нагаевской в 1955 году на гонорар от издания фундаментального исследования «Русские монументальные рельефы» А.Г. Ромма.
В Доме-музее проводятся литературные и музыкальные вечера, творческие встречи, пленэры для художников. Основой музея послужили коллекция картин и акварелей Елены Нагаевской, мебель, личные вещи и архивные материалы. В первом зале сохранена вся обстановка, отражающая ранний, «авангардистский» период творчества Нагаевской. Часть экспозиции посвящена супругу Елены Варнавовны – Александру Ромму, его «витебскому» периоду, отмеченному дружбой с Марком Шагалом. Второй зал посвящен «коктебельскому» и «бахчисарайскому» периодам творчества Нагаевской, её знакомству с К. Ф. Богаевским. В этот период художница запечатлела наиболее выдающиеся памятники истории и архитектуры горного Крыма.
Музей Нагаевской и Ромма открыла дочь Елены Варнавовны Соколова Майя Владимировна, 3 июня 1995 года при содействии своего супруга Соколова Льва Николаевича. По воспоминаниям Майи Владимировны, приближался юбилей Елены Варнавовны – 95-летие со дня рождения, и Герман Ратнер – московский художник, друг Елены Варнавовны, убедил ее организовать к этому дню открытие музея. На открытии среди гостей были художники, друзья Нагаевской и Соколовой и жители города.
ЖИЗНЬ ХУДОЖНИЦЫ В ПРЕКРАСНОМ БАХЧИСАРАЕ
В 1949 г. Нагаевская впервые приехала в Бахчисарай по приглашению Е. В. Веймарна – видного историка и археолога, на должность научного сотрудника в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Созданные ею панно с пещерными городами «Эски-Кермен», «Мангуп», «Качи-Кальон» долгое время украшало археологический отдел музея. Директором музея в тот момент была Эсфирь Абрамовна Дубинская, а завхозом — ее брат Яков Абрамович Дубинский. С этой семьей у Елены Варнавовны завязалась дружба, длившаяся многие годы. После увольнения Дубинских из музея, Нагаевская принимает фонды музея и выполняет обязанности заведующей фондами. Она неоднократно посещает археологические экспедиции, проводившиеся музеем совместно с Институтом археологии АН СССР.
Так, в октябре 1952 года работает в Инкерманской археологической экспедиции. Кроме того, ей поручают большую тему «Строительство Феодосии в 19-м веке», предлагают написать статью в журнал «Огонек» о пещерных городах, подготовить лекции о Чуфут-Кале, о возникновении христианства в Крыму и другие. В 1965 году Нагаевская принимается за еще один масштабный труд — написание путеводителя «Бахчисарай и его окрестности». Большое внимание в этой работе уделила Елена Варнавовна и Ханскому дворцу, и Чуфут-Кале. В 1968 году путеводитель «Бахчисарай и его окрестности» вышел в свет и выдержал три издания.
В одном из писем к А. Г. Ромму Елена Варнавовна пишет: «Прости, но Бахчисарай – это на всю жизнь, это до конца моей жизни. Словно райские двери открылись передо мной, как только представлю, что я буду жить в Бахчисарае, среди этих гор, скал и великолепного воздуха, я вся уже помолодела».
Ромм изначально не хотел ехать вслед за супругой в Бахчисарай, по той причине, что ранее он бывал в этом городе, который не произвел на него особого впечатления, в отличие от других крымских городов. В своих письмах он описывает город, как серый, пыльный и бедный.
Отметим, что с 15 апреля Дом-музей Нагаевской и Ромма начинает активно принимать гостей после 10-летнего перерыва. По словам внучки Нагаевской, была проделана огромная работа по смене экспозиции, которая представлена в новой интерпретации. Также Юлия Львовна отметила, что музей готов сотрудничать с образовательными учреждениями города с целью ознакомления молодого поколения, как с жизнью и деятельностью Нагаевской и Ромма, так и с произведениями искусства. Юлия Львовна выразила готовность проводить в музее различные мастер классы прикладного искусства, а также уроки рисования.
Редакция газеты «Новый Бахчисарай»