В ГОСУДАРСТВЕННОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ РК 10 МАРТА СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ОТКРЫТИЮ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ.
На самом деле, ответственная работа педагогов и наставников почетна не только в год официальных празднований. Педагог – проводник во взрослую жизнь и пример для подражания. Опытный и мудрый учитель всегда руководствуется интересами ребенка, помнит о принципах воспитания и человеческих негласных законах жизни.
Настоящий учитель также заботится о правильном формировании человеческой личности, с моральными принципами и устоями. Педагог не просто излагает факты, он учит нас анализировать их, учит думать, размышлять, иметь обо всем свое собственное суждение.
Как же поднять престиж профессии, чтобы привлечь молодых специалистов, что такое наставничество и как находить общий язык с подрастающим поколением, в беседе с газетой «Новый Бахчисарай» рассказала учительница изобразительного искусства и черчения МБОУ УВК «Школьная академия им. Мальцева А.И.» Гришина Юлия Владимировна.
– Юлия Владимировна, быть педагогом, в первую очередь, огромная ответственность, поскольку с Вас берут пример тысячи учеников, что значит для Вас быть учителем?
– В жизни каждого человека большую и важную роль играет учитель. Образование и воспитание – это ступеньки, которые ведут во взрослую жизнь, поднимая на более высокий уровень развития. Учитель похож на скульптора. Он лепит своего ученика из глины, создавая настоящие шедевры, делает нас умными, образованными, одним словом, полноправными гражданами общества. У каждого ребенка свои таланты, и настоящий, любящий свое дело педагог, должен увидеть их и помочь раскрыться, зародить зерно самостоятельности в душах детей, чтобы и потом, спустя годы, мы смогли применять их в жизненных ситуациях. Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, человеком с активной жизненной позицией.
– Бытует мнение, что у нынешней молодежи нет желания работать в педагогической сфере. Как вы считаете, чем это обусловлено и как привести молодежь в школу?
– Первая проблема, с чем сталкивается начинающий педагог – это огромное количество бумаг: «Учителю нужен секретарь!». За многое приходится отчитываться, а с годами количество бумаг и обязанностей только прибавляется. На сегодняшний день государство делает шаги к решению проблемы невосполнимости педагогических кадров, мотивирует молодых учителей через финансовую сторону вопроса. Но есть и альтернативное решение проблемы. Мы много говорим о профориентации среди старшеклассников, рассказываем о потребности и особенностях в разных профессиях, но часто забываем
раскрыть особенности профессии учителя, а доносить эту информацию надо так, чтобы у детей было желание выбрать профессию учителя. Также работа с начинающими педагогами, защита их социальных, правовых интересов и оказание методической помощи — все это должно быть одним из ведущих направлений деятельности в каждой школе. Как в нашей школе, так и в нашем районе, к организации и контролю работы наставников относятся очень серьезно. Проблема, конечно, существует, но будем
верить в лучшее. Для изучения и применения предлагаю следующую информацию, которая поможет и направит не только молодых специалистов, но и опытных работников образования:
ПЯТЬ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ В ПРОФЕССИИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Т.Ю. Скибо – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Воронежского института высоких технологий, член жюри конкурса «Учитель года»
Условие первое — жить настоящим и быть рефлексивным: реагировать и чувствовать «здесь и сейчас», быть открытым опыту, наблюдать, быть «профессиональным экстравертом», которому интересно все за пределами себя, но и к себе прислушиваться и фиксировать, в чем уютно, где тревожно, чтобы подумать об этом после.
Условие второе — любознательность: не переставать учиться в любых масштабах, направлениях и видах деятельности; познавать и находить возможность для освоения нового; выходить за пределы привычного; использовать хобби и увлечения в профессии.
Условие третье — искренность и честность в отношениях с людьми и самим собой, что позволит как сближаться, так и держать дистанцию, интегрироваться в коллектив и деятельность, сохраняя при этом индивидуальность.
Условие четвертое — целеустремленность. Это не обязательно четкий план и жизненная стратегия, но это точная ориентировка в собственных приоритетах и средствах достижения цели.
Условие пятое — юмор. Без него все остальное не имеет смысла. И это не обсуждается.
– Указом президента РФ, 2023 объявлен Годом педагога и наставника. В чем отличие между педагогом и наставником? И может ли один человек выполнить эти функции? Расскажите, что такое педагогическое наставничество и как оно реализуется в современной системе образования.
– У каждого человека есть наставник. Конечно, в семье – это родители, в детском саду – воспитатель, в школе – учитель, в высшем учебном заведении – куратор. Мои наставники – это мои родители – художники Пшеничниковы Владимир Алексеевич и Любовь Петровна, благодаря которым я стала педагогом. Они оба имеют профессию учитель. И, конечно, мой муж Юрий и талантливая дочь Евгения.
Благодаря поддержке и советам моей большой семьи, я добиваюсь успехов и чувствую, как они гордятся мною. Начинающий учитель может по-разному позиционировать себя в профессии. Может стоять в общем ряду и быть следующим, а может, опираясь на опыт лучших, сначала скопировать, а потом создать свое. Для этого нужен наставник. Прежде всего, наставники являются мотиваторами и образцами для подражания, которые верят в своих подопечных, видят их потенциал и помогают им достичь того, чего они хотят. Поэтому педагог и наставник – это одно лицо. Наставничество – это огромная ответственность. Если в вас увидели наставника, в первую очередь готовьтесь к огромной работе над собой. Ведь наставник изучает новые перспективы. Работая с кем-то менее опытным, он получает новый взгляд на вещи и
изучает новый способ мышления. В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы (учебные пособия, уроки, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).
Наставничество в современной системе образования реализуется через различные формы и методы работы огромной команды: это администрация школы, которая посещая уроки молодых учителей, оказывает им методическую помощь, более опытные учителя развивают активную позицию молодого специалиста, привлекая его к участию в различных педагогических конкурсах, молодежных движениях. Неотъемлемой частью этой команды является районный методический кабинет, который в системе реализует работу «Школы молодого учителя». Управление образования, молодежи и спорта администрации района утвердило состав Ассамблеи учителей предметной области «Искусство» в целях оказания методической помощи общеобразовательным организациям по повышению качества преподавания учебных предметов. Я также являюсь членом вышеуказанной Ассамблеи. Мне часто приходится обращаться к своим коллегам за помощью, и еще ни разу не получила отказ, за что им очень благодарна.
– Вы преподаете изобразительное искусство и черчение, что по-вашему дают эти предметы в плане психологического и умственного развития?
– Еще с детства мир искусства для меня стал загадкой, которую не устаю разгадывать до сих пор. Образование получила сначала в художественной школе села Долинное, а затем в педагогическом художественно -графическом училище в г. Бутурлиновка Воронежской области. Преподавать начала с 19 лет. Сейчас являюсь учителем высшей квалификационной категории. Изобразительное искусство присутствовало рядом с человеком всегда: с самых древнейших времён человек выражал свои мысли, чувства и цели через наскальные рисунки. Такие рисунки сохранили память о наших далеких предках, а наука, технический прогресс появились гораздо позже. Рисунок – это способ самовыражения. Нет такого ребёнка, который бы в раннем детстве не взял в руки карандаш и не попытался выразить с помощью рисунка своё «Я». В каждом ребёнке от природы заложено творческое начало, и, если дать ему развиваться, то человек может стать успешнее и в любой другой профессиональной деятельности.
Научно – технический прогресс, доступность и многообразие гаджетов безжалостно изгоняют из нашей жизни творчество, желание самовыражаться. Зачем думать, напрягаться, совершать лишние движения, подключать свои чувства и эмоции, когда несколько нажатий нужных кнопок, и тебе дан ответ на любой вопрос, удовлетворён твой любой запрос. Но при этом не работает фантазия, отсутствует воображение, не задействована душа. А ведь она – душа, как сказал поэт, «обязана трудиться». Ни один гаджет не передаст запах краски, не даст запачкаться гуашью, попробовать рисовать пальцами по бумаге или по лицу соседа.
Главное – это удовольствие, эмоции, впечатления. Впечатление от своих работ: иногда благоприятное,
иногда унылое…Но как же без преодоления трудностей? Ведь без неудач не бывает и по-настоящему полных, грандиозных побед. Победы учеников, какого бы они уровня не были – от преодоления «непокорных» красок до победы на всероссийском уровне – это и моя победа тоже! Различные виды искусства идут по жизни рука об руку, а изобразительное искусство и музыка часто дополняют
друг друга. Образы, отражённые в изобразительном искусстве, становятся ближе, понятнее при одновременном восприятии изображения и музыки соответствующей эпохи или близкого изображаемому характеру. Именно поэтому я часто на уроках использую звучание музыки, которая, по моему мнению, отвечает настроению данного мною ученикам задания. Особенно музыка помогает на уроках, построенных в форме беседы на разные темы: о мировых мастерах, о художниках нашего города Бахчисарая или их отдельных шедеврах. Таким образом, я стараюсь приобщить детей и к хорошей музыке, будь то мировая классика или современные музыкальные течения.
– Ученики 21 века кардинально отличаются от предыдущих поколений, в первую очередь, своим менталитетом. Раньше отношение к учителям было несколько другое, вы разделяете эту точку зрения? И как находите общий язык с детьми, часто возникают с ними разногласия, недопонимания?
– В проекте «Школа Министерства просвещения» магистральное направление «Учитель» ведется работа над повышением статуса учителя. Да, я согласна с тем, что отношение к учителям было несколько другое, но здесь должны участвовать не только работники образования, но и родители наших учеников. На родительских собраниях стараюсь всегда напомнить, кто такой учитель, стараюсь держать статус и такие беседы должны проходить в каждом доме, только тогда будет положительный результат.
Дети, независимо от времени, остаются детьми, которые ждут от нас взрослых не только элементарной заботы, но и внимания, понимания, любви. Часто бывает так, что современный ребенок получает все это как раз только в школе или в художественных студиях, кружках, секциях. Я думаю, что нахожу общий язык с детьми. Если и возникают разногласия или недопонимания, причину ищу прежде всего в себе, а если затрудняюсь, обращаюсь к своим наставникам.
Редакция газеты «Новый Бахчисарай»