«Весь мир театр, а люди в нем актеры»
Уильям Шекспир
О ТЕАТРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И О ТОМ, КАК ВАЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ В РЕБЕНКЕ ТАЛАНТ И НЕ УПУСТИТЬ СТАДИИ ЕГО РАЗВИТИЯ, ЧИТАЙТЕ В ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «МИНИОБРАЗ» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОННОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ – РЯБОВОЙ ИВАННОЙ ЛЕОНИДОВНОЙ.
– Расскажите о Вашем театре – студии
–Театральная студия «Миниобраз» начала свою деятельность в 2015 году, и первым участникам было тогда всего лишь
по 4 годика. Название произошло из-за того, что я достаточно долгое время преподавала в Московской театральной школе под названием «Образ». На тот момент участников было не больше 10, и, как я упомянула выше, они все были дошкольного
возраста, и постепенно у нашей маленькой театральной студии начал проявляться образ. Дети были маленькие, но принимали
участие в постановках Бахчисарайского районного Дома культуры, в театрализациях, прологах к мероприятиям. Сейчас
у нас все, конечно же, намного шире – мы ставим большие постановки и принимаем участие в фестивалях.
Младшая группа делится на две категории: детсадовские дети и первоклассники. Средняя группа идет возрастом от 8 до 10
лет и состоит также из двух групп, одни занимаются в первую смену, а другие во вторую. Основной состав – это средняя
группа, дети от 10 до 15 лет. Всего детей в нашей театральной студии 80. А в прошлом году у нас появился родительский состав
из 12 человек, они попадают и в основные постановки театральной студии, и делают отдельные спектакли.
На сегодняшний день у нас две репетиционные площадки – РДК и библиотека им. Пушкина.
– С чего начинался Ваш театральный путь?
– Всегда хотела заниматься творчеством, мечтала о сцене. Была к этому тяга, но, к сожалению, мои родители этого не заметили,
хотя и в детском саду, и в школьные годы была задействована в различных мероприятиях.
Изначально мне пришлось выучиться на юриста, так как родители не видели во мне актрису. Потом все же я отучилась в
Крымском университете культуры, искусств и туризма. С театром, с театральной деятельностью я столкнулась намного позже,
когда вышла замуж. Мой муж в то время заканчивал последний курс школы-студии МХАТ. И вот тогда я по-настоящему окунулась в эту театральную жизнь – вокруг нас актеры, режиссеры, сценаристы, костюмеры, как в сказке. С тех пор мы с театром связаны очень прочно, появляются новые идеи, новые задумки. Например, спектакль «12 месяцев» первый раз был поставлен еще лет пять назад. Дети были маленькие, костюмы совершенно другие, и сам спектакль получился другой. Дети подросли, и мы решили его повторить, отредактировали сценарий, где-то поменяли музыку, танцы, одели детей по-другому, добавили другой реквизит.
– Чем Вас привлекает ваша профессия?
– Постановками, постоянной деятельностью, общением с детьми. У нас, в основном, в игровой форме построены все занятия с
малышами. В принципе, у нас дети разного возраста, и у меня нет особого отбора в плане того, чтоб у ребенка была идеальная дикция, чтоб в них было зерно таланта. Приятно видеть их изменения, когда они приходят маленькие, закрытые, еле-еле
говорят, картавят, потом у них выпадают зубы, меняется дикция. Мы чувствуем себя больше семьей, чем коллективом, потому
что у нас есть свои праздники, которые мы вместе отмечаем, традиции.
Я часто детям говорю, что профессия актера – это чистый лист бумаги, а режиссер – это творческая личность, которая творит,
можно сказать, как художник. Режиссер берет этот чистый лист бумаги и на нем уже дальше показывает, что этому актеру делать, и кем он должен быть в данном спектакле, в данной постановке. Нравится иногда, что даешь роль ребенку, он ее играет
достойно, а потом даешь совершенно противоположную роль, и он под нее подстраивается.
Нравится писать сценарии, ведь можно дать волю своей фантазии, а музыкальное оформление, одна из моих любимых, наверное, частей театральных.
Чаще всего мне не хватает времени и нервов. Потому что уже и ночи задействованы, особенно перед спектаклями. На каждый
праздник все родители, зная своих детей, желают мне терпения, крепких нервов, выдержки.
– Можете ли сказать, кто повлиял на Вас как на личность и на Ваши профессиональные качества?
– Все потихоньку влияют, но, в большей степени, наставников я находила в книгах, читая Константина Станиславского, Михаила Чехова.
Полученная информация на семинарах также приносит определенные плоды. Ведь режиссер как губка, он везде по чуть-чуть
что-то впитывает. На становление моей собственной личности и почему все-таки я начала заниматься с детьми, повлияли мои
дети, а у меня их трое.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Коммуникабельность, харизма и не бояться сцены. Что касается детей, то я считаю, что зерно таланта есть в каждом. Говорить, талантлив ребенок или нет, это преждевременно. Оно прорастает, проявляется, и появляются соответствующие качества. Все у них приходит со временем, и не напрасно говорят, что весь мир театр, а люди в нем актеры. На самом деле это так и есть. Я считаю, что для театральной деятельности подходит каждый человек. Для каждого человека может найтись роль, которую он может сыграть. А инструментом в помощи ему станет подтянутая дикция – определенные упражнения и тренинги. Все это подстраивается под типаж человека, под его определенную харизму.
– Какие идеи Вы вкладываете в свои работы?
– Идеи приходят и не уходят. Сначала, когда дети были маленькие, то и идеи были соответствующие, к примеру, спектакли
«Муха-Цокотуха», «12 месяцев».
Я очень стараюсь, чтоб наши дети помнили о подвиге нашего народа, тема Великой Отечественной войны с нашим коллективом
очень тесно связана. Мы очень старательно всегда готовимся к празднованию Дню Победы: выезжаем на фестивали, ставим
постановки, принимаем участие в памятных мероприятиях.
Современное время диктует идеи, которые мы тоже стараемся воплощать. У нас есть постановка «Случай в мирной школе»,
с которой мы неоднократно брали гран-при на фестивалях. Она рассказывает о том, как дети-беженцы, находясь в мирном времени, при звуке падения кастрюли ложатся на пол, потому что им кажется, что это не кастрюля, а что-то другое, что несет в себе опасность. Очень сильная постановка.
Идея детства, идея школы отображена в музыкальном и ярком спектакле «Тройка с минусом» по мотивам Ирины Пивоваровой.
1 июня у нас планируется премьера спектакля «Праздник непослушания» по мотивам произведения Сергея Михалкова. Непослушание – это то, с чем я сталкиваюсь на каждой репетиции, на каждом выступлении. Но я сказала, возьму на сцену в эту постановку только послушных детей, потому что непослушных мне и так хватает.
– Секрет создания хорошего спектакля?
–Хороший сценарий, режиссер, музыкальное сопровождение, костюмы, достойный реквизит и коллектив. Коллектив очень
важен, он должен быть сильным, дружным, сплоченным. Старшие помогают младшим, а младшие уважают старших.
–Кто Ваш любимый режиссер?
– Любимый режиссер Станиславский и Табаков. Можно один спектакль от разных режиссеров посмотреть, и у одного что-то
найти интересное, и у другого – каждый видит по-своему. Не люблю режиссеров, которые переходят допустимые границы,
допустим, театры абсурда – это не мое.
– Как Вы считаете, каким будет будущее поколение театральных актеров и актрис?
– Будущее поколение, я очень надеюсь, что не пойдет по примеру запада, и не будет спектаклей, где на сцене делают, что хотят
и как хотят, в чем хотят. Этакий праздник непослушания от взрослых я бы не хотела видеть в будущем. Хотелось бы, чтобы патриотизм был в сердце каждого. Чтобы они той или иной постановкой показывали бы свой народ, страну, любовь к Родине.
– Какие рекомендации Вы бы дали родителям для того, чтобы привить детям любовь к театру?
– Я бы, наверное, рекомендовала родителям присматриваться и прислушиваться к своим детям. Смотреть, если зернышко
творчества прорастает, то его нужно дальше развивать, чтобы не терять время. Вот если ребенка действительно тянет к театру, то
надо его отдавать в театральную студию. Чаще водить детей на постановки в театры, к примеру, часть детей пришли к нам в театральную студию именно после просмотра первого спектакля в Бахчисарайском районном Доме культуры. Также важно не
лениться и не пропускать репетиции.
– Какие постановки ожидают зрителей в ближайшее время?
– Спектакль «Тройка с минусом» по мотивам Ирины Пивоваровой состоится 31 марта в 12.00 и 16.00. Стоит отметить, отрывок из
этого спектакля мы отправили на федеральный проект Движение первых – «Школьная классика», в скором времени ожидаем результаты. Следующие постановки, которые планируем в мае: «Когда мы были маленькими, у нас была война» и «Эшелон».
В начале июня «Праздник непослушания», а ближе к новому году планируем «По щучьему велению», далее про мальчишек-ленинградцев «Зеленые цепочки» по мотивам произведения Германа Матвеева.
Беседовала Марина Бушуева