«Гимназия им. Андреева Н. Р.» активно работает с юными исследователями. За эти годы не только
обучающиеся приобрели практические навыки проведения исследований, но и учителя выработали
собственные правила руководства и ведения учебноисследовательской работы, которые помогают
увидеть, открыть и развить в ученике способности к подобному роду деятельности. Корреспондент
Школьного пресс-центра (руководитель – Ильясова Г.Н.) Аврора Колоколова пообщалась с Марченко Вадимом Анатолиевичем, который является научным руководителем юных исследователей.
— Вадим Анатолиевич, какие направления в науке для учащихся школ вы считаете наиболее перспективными?
— В настоящее время в нашей школе важны все направления, однако, я сужу по времени. В наше время
очень актуальны IT-технологии – умный дом, робототехника, а также направление развития Арктики. Эти направления самые перспективные в настоящее время и занятие этими направлениями означают гарантированный успех.
— Чем отличается наука, которую делают молодые ученые (школьники или студенты) от науки, которая делается именитыми учеными в лабораториях?
— В лабораториях проходят фундаментальные исследования. Дети же знают в рамках своей компетенции, но и учёные и дети занимаются исследованием по развитию науки, то есть их шаги в целом идентичны. Задача школы – научить исследовательской деятельности. А исследовательская деятельность в школе–работа МАНовская, которая имеет такую же структуру, как и кандидатская работа, поэтому дети, которые обучаются в школе и умеют писать МАНовские работы, не будут встречать на своём пути проблемы при написании научных работ.
— Что нужно, чтобы заинтересовать ребенка научно-исследовательской деятельностью?
— Чтобы привлечь ребёнка к исследовательской деятельности, нужно, во‑первых, желание самого ребёнка. Если ребёнок желает заниматься этим видом деятельности, а это полезный вид деятельности, то через него можно выходить и на более глобальные изучения самого предмета, поэтому если есть желание ребёнка – будем работать. Немаловажную роль играют и родители детей. Есть три составляющие: ребёнок, родитель и учитель, командная работа которых обеспечит продуктивный результат.
— Теория говорит, что залогом успеха научной работы является чёткое планирование этапов её выполнения. Так ли это на практике?
— Безусловно, это так. Меня учили, что успех на 80% зависит от подготовки, поэтому как подготовлен ученик – такой результат он и получит. Поэтому для исследовательской деятельности очень важна помощь учителя в плане подготовки ребёнка. Там, где есть существенная подготовка, результат очевиден.
— Нам известно, что вы совместно с учеником 10-Инженерного класса Артемом Загрунным готовитесь выступить на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских проектов обучающихся «Мы –интеллектуалы XXI века» в Москве. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
— Работа, с которой Артём в настоящее время выступает, посвящена использованию ветряных потоков на
горных склонах Черноморского побережья Крыма. Ветра, которые образуются на Черноморском побережье, особо сильные благодаря нашим Крымским горам, потому что помимо основных ветров существуют также ветра фионы, бризы и горно-долинные ветра. Идея данной работы заключается в использовании данных ветров для получения электричества. Артем в действительности показал на модели возможность использования данных ветров, провёл расчёты. Установка, которая создана на макете – действующая установка. Она производит электрическую энергию на основе существующих ветров горных склонов. Работа, действительно, интересная, перспективная. Именно поэтому мы участвуем с ней, ездим по различным конкурсам.
— Можете ли вы вспомнить вашу первую работу с Артемом? Почему из всех учеников вы решили предложить написание работы именно ему?
— С Артëмом мы начали заниматься ещё в восьмом классе с целью получить чуть больше дополнительных
знаний по предмету, потом начали заниматься именно исследовательской деятельностью, потому как через исследования ребёнок познаёт непосредственно сам предмет будь то физика или математика. Первая работа у нас была по изучению колебаний математического маятника. Была модель, которую Артём выполнил и рассчитал самостоятельно. Эта работа интересна тем, что её можно применять на уроках физики для изучения колебаний тела, что, собственно, я и сейчас успешно использую в физике
для девятых и одиннадцатых классов. Также эта работа широко применяется на уроках дополнительного образования. Это и была наша первая работа, с которой Артëм выступал в прошлом году. Выступал, кстати, на защите конкурса при Малой Академии наук.
— Кого из юных исследователей нашей гимназии, кроме Артема, вы бы отметили?
— В нашей школе много способных учеников. В любом классе есть способные и желающие заниматься
исследовательской деятельностью дети. Эти дети сейчас работают по направлению Малой Академии наук,
которые и в прошлом году добились успехов. Каждый год в нашей гимназии помимо стипендиатов государственного совета Республики Крым, через победы в МАНовских конкурсах у нас есть ещё и лауреаты совета Министров Республики Крым. Ребята, которые добиваются особых успехов в исследовательской деятельности, получают стипендию Совета министров Республики Крым. В прошлом году своими работами добились успехов Екатерина Амахина и Максим Булько из десятого инженерного и гимназического классов, которые получают стипендию. У Екатерины именно я являлся научным руководителем. Думаю, что у этих ребят большое будущее.
— Какие темы вы освещаете в своих работах? Почему они кажутся вам важными?
— В своих работах я освещаю разные темы. В основном тема рождается, исходя из развития общества. Например, в наших домах появились роботы: вот, пожалуйста, тема умного дома. Надо следить и успевать за временем. Я уже давно ещё в гимназии одарённых детей занимался развитием альтернативных источников энергии, и по сей день иду по этому направлению. Темы по данному направлению рождаются и в физике, и в астрономии. Разве не интересно провести опыт и подтвердить знания, которые были открыты во втором веке до нашей эры? Мы думаем, что второй век до нашей эры очень древний мир,
однако нет: люди уже знали размер Земли, знали, что она круглая. Просто до нас не доходили эти сведения или доходили не в таком широком масштабе, как, допустим, работы Коперника.
— После окончания школы ваши ученики продолжают научную деятельность?
— После окончания школы мои ученики, конечно, продолжают научную деятельность. Полученные в школе знания они применяют и при поступлении в высшие учебные заведения. Дети, которые ранее в школе занимались исследовательской деятельностью, выделяются в общей массе, именно поэтому их замечают ученые высшей школы. Со многими из них мы до сих пор поддерживаем связь, они уже пишут кандидатские работы, сотрудничая с профессорами высших учебных заведений, что в очередной раз доказывает, что опыт, получаемый в школе, помогает ученику в дальнейшем.
— Ваше напутствие тем, кто сомневается в своих силах. Как открыть в себе талант исследователя?
— Талант исследователя есть почти у каждого из нас. Просто нужно иметь желание и сделать первый шаг. Ты не знаешь, что там впереди за горизонтом до тех пор, пока не сделаешь первый шаг. Сделай его, обращайся к научным руководителям, к нашим учителям. В нашей школе много способных учителей, которые занимаются в этом направлении. Поэтому, пожалуйста, развивайтесь в направлении, которое вам ближе, будь то гуманитарные или точные науки. Ни один учитель не откажет в данном виде деятельности.
— Спасибо, Вадим Анатолиевич, за интересную беседу!
Беседовала Аврора КОЛОКОЛОВА
Стенограмму подготовила Екатерина КУЗЬМЕНКО